Как нужно проводить последние дни Страстной седмицы?

На вопросы отвечает Протоиерей Александр Рябков

 

— Как нужно проводить последние дни Страстной седмицы?

— Я не думаю, что полезно себя как-то специально настраивать на скорбный лад— смотреть «Страсти Христовы» Мэла Гибсона, представлять себе картины последних дней Спасителя… Такое сугубо эмоциональное сочувствование Христу будет неглубоким и искусственным.

Страстная седмица неразрывно связана с Великим постом. Суть любого поста— это покаяние, оно и есть самое важное, что предлагает нам Страстная. Перед финишем спортсмен должен сильнее набрать темп, сделать последний рывок.

Страстная седмица — это финишная прямая поста. Наш пост в эту неделю становится строже — не только в плане пищи, но и, конечно, в духовном плане.
Время поста — это время научения истинам Божиим. Им мы научаемся, в первую очередь, через чтение Священного Писания — поэтому в Страстную седмицу нам еще усерднее надо читать Библию.

Нам надо полностью перестать смотреть телевизор и бесцельно блуждать в Интернете — во многом потому, что такое времяпрепровождение ведет к рассеянности — а нам нужно концентрировать свой ум на молитве. Давайте исключим из своей жизни все, что помешает нам прийти к Пасхе с чистой душой.
Другое, что равно важно, как и чтение Писания — это наше участие в таинствах. Потому что без этого и пост — не пост. Когда мы пост превращаем в диету, это однозначно неправильно. Часто люди говорят: «Наступил пост — теперь я буду давить соки и кушать морковку». Подобный пост всегда заканчивается крахом. Если это будет телесный крах — ну, сорвется человек, то и слава Богу! Это, как ни удивительно звучит, будет самый хороший исход. Потому что духовный крах — гордыня — всегда опаснее. Ведь человек может и попоститься таким, сугубо физическим образом, все сорок дней, но его пост будет как труп — тело, не наполненное духом.

Именно участие в таинствах насыщает наш пост, и особенно дни Страстной седмицы. Постарайтесь эти дни провести в церкви и причаститься.

— А если так получилось, что у тебя в эту неделю очень тяжелый график на работе, и навалились дела — мирские, суетные, не терпящие отлагательств?

— Значит надо дома почитать Писание — хотя бы Двенадцать Евангелий и Псалтырь. Может быть, вернуться к канону Андрея Критского, который читался в начале Великого поста. Сосредоточьтесь на молитве!
Но, повторюсь, главное — ни в чем не должно быть искусственности. «Мы должны сострадать Иисусу» — говорят люди. Я не совсем понимаю такое чувственное сострадание Христу — доведение себя до слез, до душевного содрогания. Такая нарочитость — излишняя. Мы должны не «сострадать Иисусу» — мы должны понимать, что произошло две тысячи лет назад. Суть не в соболезновании, а во вникании в службы Страстной седмицы, в чтение Евангелия. 

Как свершившееся на кресте влияет на меня лично? Не так, что я могу пособолезновать, прослезиться, умилиться. Это влияет на саму мою жизнь, на мое спасение — и на весь мир вокруг меня. Участие в церковных службах и чтение Писания помогают нам осознать себя как частицу Вселенной, которая стоит на пороге обновления — на пороге космического чуда.

— Надо ли как-то давать понять неверующим друзьям и коллегам, что сейчас — особое для нас время?

— Ничего не надо делать напоказ. Вспомните, как говорит Христос о посте в Евангелии от Матфея: «Помажь голову твою и умой лице твое». Надо, чтобы Господь видел нас постящимся, а не люди. Если окружающие знают о нашей вере, они могут спросить: «А что значит для тебя Страстная седмица?» Мы должны дать ответ о нашем уповании, но без фа-
рисейского закатывания глаз и особого таинственного тона, и тем более без осознания превосходства над собеседником. Наша задача не поучать, а делиться.

— Какое наставление на дни Страстной вы бы дали тем, кто недоволен тем, как провел Великий пост?

— Самое главное, что я сказал бы людям и самому себе: если пост мы провели не так, как хотели — давайте найдем в своем недовольстве почву для того, чтобы вдохновиться, обрадоваться. Обрадоваться чему? Тому, что мы не залюбовались собой! Это тоже могло стать результатом поста — неправильно начатого и проведенного во славу свою, а не во славу Божию.
Поэтому нам ни в коем случае нельзя унывать, если мы недовольны собой. Пусть мы не достигли ощутимых результатов, но пост открыл нам нечто очень важное — что мы больны леностью, больны рассеянностью — больны грехом. Пост — лакмусовая бумажка, и будем благодарны за все, что мы узнали о самих себе за это время. Будем печалиться о своем нерадении, но и восславим Господа за это открытие.

Пост и Страстная седмица — это не спорт высоких достижений, а то, что помогает нам понять нас самих. Во всяком нашем духовном банкротстве сокрыта дорога к спасению — это исповедь, покаяние. И светлая Пасха впереди. Как говорил Серафим Саровский, нет нам дороги унывать, ибо Христос воскрес!


Назад к списку