Протоиерей Андрей Юревич
Сегодня, по-моему, не надо и искать нуждающихся в нашей помощи. Известно, что богатые тоже плачут. Совсем не обязательно специально искать человека бедного, бомжа или которого обокрали. Человек нуждается в любой помощи. Один — в материальной, другой — в добром слове, третий — в поддержке, четвертый — в совете, в утешении, да просто в разговоре по душам: открыться некому.
Искать. По крайней мере, самому раскрыться. Люди сегодня — интроверты. Каждый зациклен на себе. Эгоисты жуткие, думают только о себе. Даже разговор для человека становится нагрузочным, тяжелым: «чего ты на меня свои проблемы сбрасываешь?»
А ты войди в его проблемы! Послушай человека. Наберись терпения и не перебивай. Как говорят, через 7 секунд после начала разговора мы перебиваем человека: «А вот я, а вот у меня…» Но началось-то с чего? Он рассказывает про себя. Ты послушай его до конца — уже будет доброе дело. Добрых дел — сколько угодно. Уступи место в транспорте, помоги слепому перейти улицу, женщине донести тяжёлую сумку, уступи в очереди место. На дороге: ты едешь, и справа подъезжает машина. Не уступишь, лучше в аварию попадешь. А ты уступи, одному, второму, третьему, четвёртому… Ты приедешь позже всего лишь на пять машин, на 10 секунд. Нет, какими только словами мы не называем тех, кто пытается завернуть: «Куда лезешь! Блондинка!» Так вот пропустить — разве не доброе дело? Вот он тебе сзади фарами поморгал, у него уже настроение улучшилось.
Добрые дела — они могут быть и маленькими, а могут быть и большими. В приходах есть целые сестричества милосердия. Поищите, обратитесь. Скажите: «Я тоже хочу поучаствовать!» Куда? В больницу сходить? Странника к себе принять? Бомжа накормить? Зайди на сайт «Милосердие.ру» — волонтёры везде требуются.
Пост без добрых дел совершенно никуда не годится. В этом смысле можно коротенький рассказ вспомнить про царя Иоанна Грозного и блаженного Василия.
Однажды Великим Постом Иван Грозный пригласил Василия Блаженного к себе за стол за трапезу. Тот сел. Стоят, естественно, постные кушанья: царь внешне всё соблюдал.
А Василий спрашивает: «Иванушка,а где ж мясцо?» — «Вась, какое мясцо? О чём ты говоришь: Великий Пост!» На что блаженный: «Их ты, ирод лукавый, мясо-то ты не ешь, а кровь-то ты пьешь». Кровь имеется ввиду — опричнина, кровь лилась рекой.
И мы очень часто отцеживаем комара: когда надо, соблюдаем сухоядение, но зато от нас плачут и стонут окружающие. И мы пьём их кровь. Пост — это совершенно не цель. Как любые установления в Церкви, эти нормы и правила — всего лишь средство.
Цель человека, его жизни всего лишь одна — спастись.
Портал «Православие и мир» www.pravmir.ru