21 марта в Большом концертном зале Московской консерватории состоялась премьера второй версии оратории митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева) «Страсти по Матфею». Это произведение для солистов хора и симфонического оркестра уже исполнялось в Москве пять лет назад – но несколько иначе.
Что значит – "иначе"? Музыка, написанная митрополитом Иларионом, осталась прежней – не отпускающей, тревожащей, звучащей долго после слушания в самом сердце… "Иначе" – это вот что: Евангелие во второй версии оратории читается не отдельно, а во время исполнения музыки. Вечное Слово гармонично переплетается с музыкальной тканью произведения, заставляя слушателя полнее и ярче представить себе то, что было в Иерусалиме и окрестностях более двух тысяч лет назад: Тайную вечерю, суд над Спасителем, Его Распятие, Погребение и – Воскресение. Представить Жизнь, Которая – избавление от смерти, радость и ликование, огромная надежда и счастье…
Страсти всегда были отдельным жанром классической музыки – когда-то одну из самых известных версий написал композитор Иоганн Себастьян Бах. Символично, что 21 марта, день премьеры второй версии оратории митрополита Илариона, совпал с днем рождения Баха. Впрочем, сравнивать два произведения двух композиторов нет никакого смысла – это все равно, что описывать музыку словами. Главное в этом своеобразном привете из глубины веков то, что обе оратории требуют у слушателя духовной работы, мысли или даже скорее – переосмысления: себя, своего места в мире, своего христианства, своей веры.
Как передать то, что чувствовали зрители в полностью заполненном (и даже переполненном) Большом концертном зале Московской консерватории (и билетов на концерт не было задолго до премьеры!) вечером 21 марта? Пожалуй, никак. Остается только показать.
По материалам сайта Татьянин день